Великие скрипки в руках маэстро
Из чего складывается высокая музыка? Конечно же, из музыкального инструмента, сделанного гениальным мастером, и исполнителя, вкладывающего всю душу в свою игру.
Из куска дерева может выйти и коробок спичек, и тумбочка, и скрипка – все зависит от породы дерева, плотности древесины, ее способности резонировать, скажем. Потом, конечно, нужен мастер, способный раскрыть потенциал дерева, научить скрипку петь своим неповторимым голосом. И в конце концов необходим музыкант, который понесет эту песню по миру к сердцам людским.
Нужно ли родиться музыкантом или это приходит потом, спорят в различных кругах до сих пор. Но мне думается, что у мальчика, дедушка которого Леонид Коган — выдающийся скрипач ХХ века, а бабушка – известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, не могло быть иного выбора, как стать только музыкантом. К тому же папа юного дарования – известный дирижер Павел Коган. Потому, наверное, с самого рождения в ребенке жила музыка. И, как вспоминает сам Дмитрий Коган, его все время тянуло к скрипке. Ну а родители, конечно, долго не раздумывали. Так с шести лет Дмитрий уже начал заниматься на скрипке в ЦМШ при Московской консерватории. Образование продолжил в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки. И в десять лет впервые выступил с симфоническим оркестром, а в пятнадцать — с оркестром в Большом зале Московской консерватории.
В Калугу Коган приехал впервые в рамках проекта «Время высокой музыки», инициатором которого он сам и явился. Музыкант с мировым именем взял на себя миссию просветительства и концерты дает благотворительные.
Наш регион стал 12-м по счету, куда Дмитрий приехал нести доброе и светлое. Нам удалось побеседовать с маэстро и взять автограф для наших читателей.
— Расскажите, пожалуйста, о скрипках, на которых вы играете. Например, в Калуге на концерте что за инструмент?
— У меня несколько скрипок. В Калугу я привез скрипку Джузеппе Гварнери, которая называется «Робрехт», сделана она мастером в 1728 году.
— Все великие скрипки имеют имена. Эта названа в честь основоположника франко-бельгийской скрипичной школы придворного скрипача короля Нидерландов Виллема I Андре Робберехтса, который и был первым ее владельцем. В последнее время инструмент входил в скрипичную коллекцию Королевской шведской музыкальной академии, учрежденной королем Густавом III.
— Да. Я всегда мечтал, чтобы в России были великие инструменты Амати, Страдивари и так далее. Хотел, чтобы они звучали для российского зрителя. Но цена скрипок, как вот эта, много миллионов долларов. У музыкантов таких денег нет. Поэтому я очень долго искал инвестора, пока случай меня не свел с уральским бизнесменом Валерием Савельевым, который профинансировал сделку по покупке инструмента Гварнери. Через год поисков скрипка была приобретена в Милане и передана фонду уникальных культурных проектов, который мы учредили. Эта скрипка принадлежит фонду, который сегодня владеет несколькими раритетами такого уровня. В том числе фонду принадлежит уникальный квартет французского мастера Жана Батиста Вильома — две скрипки, альт и виолончель. Это большая редкость — собрать ансамбль из инструментов одного мастера. К тому же они должны не просто лежать в сейфе – инструменты должны звучать. И фонд уникальных культурных проектов чуть ли не единственный, который вывозит их на концерты.
— Дмитрий, широкой известностью пользуется ваш проект «Пять великих скрипок мира», концерты которого уже прошли в некоторых крупных городах России. Расскажите об этом уникальном проекте. Что за скрипки участвуют в концертах?
— Идея – представить прекрасную музыку, исполняемую на инструментах пяти великих мастеров — Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильома. И сначала планировалось пригласить пять исполнителей. Но в конечном счете играть стал я. В начале даже не представлял, как это будет, ведь у инструментов разные мензура, звучание. Но получилось так хорошо, что концерты решено продолжать.
— Так это правда, что у каждого инструмента свое особое звучание, свой голос?
— Конечно. И когда я приеду с концертами «Пять великих скрипок мира» в Калугу, вы тоже сможете это услышать и почувствовать, как чувствую я.
— Скажите, пожалуйста, а как вы подбираете музыку для концертов? И какие ваши любимые композиторы?
— Каких-то жестких рамок нет. Я составляю разные программы для каждого города, иногда они повторяются. Это музыка разных эпох и стилей — от Моцарта и Брамса до джазовых произведений. Каждый должен найти в программе что-то свое, что ему по душе, что ему близко. Я очень надеюсь, что слушателей классической музыки станет больше после таких концертов, потому что есть ощущение, что люди тянутся к высокой музыке, просто не везде есть возможность ее слушать. Ведь сегодня только несколько регионов могут вести полноценную концертную жизнь – всего лишь несколько крупных мегаполисов.
Что касается репертуара, я не играю то, что мне не по душе. Моя бабушка говорила, что секрет вкусного борща, это когда все составляющие взяты понемножку.
Так и концерт должен строиться. Невозможно сыграть только пусть и замечательную сонату Шостаковича на целый час. Большая часть публики устанет. Поэтому программу стараюсь делать разнообразной, чтобы всего было понемножку.
— Дмитрий, известно, что особое место в вашем репертуаре занимают 24 каприса Никкколо Паганини, которые долгое время вот так циклом никто не мог исполнить. Всего несколько скрипачей исполняют весь цикл, в том числе и вы. Почему?
— Трудно. Вообще скрипка – это большой труд. Приходится вести спортивный образ жизни. Ведь не только душу вкладываешь, но и физическая нагрузка идет. Переезды, концерты многочасовые...
— Где вы будете встречать Новый год?
— Пока не знаю. Огромное количество концертов. Я освобожусь, наверное, только 29 декабря и тогда подумаю. Обычно стараюсь встречать с близкими людьми.
— Если бы вы сейчас писали письмо Деду Морозу, что бы вы пожелали?
– Здоровья близким, гармонии в душе и мире. И чтобы были силы творить, чтобы Господь мне их дал, ну, или Дед Мороз в мешке принес.
Татьяна ПЕТРОВА.
Фото Георгия ОРЛОВА.