Дмитрий КОГАН: чиновники отписали, что консерватория не нужна

Известный скрипач Дмитрий Коган считает, что спрос на классику в современном обществе остается высоким даже в условиях недостаточной развитости региональной инфраструктуры. Накануне своего благотворительного концерта в интервью ИТАР-ТАСС заслуженный артист России рассказал  о текущем состоянии классической музыки и ее будущем развитии,  а также какие социальные обязательства должно брать на себя государство для сохранения и популяризации культурного наследия страны.


— Дмитрий, вы очень много ездите с концертами по субъектам РФ. Как  вы считаете, какой период сейчас переживает классическая музыка в России?

—  В целом, упадок. Но если  сравнивать Москву  и субъекты РФ, то это две существенные разницы.

— Можно  подробнее?..

— Москва представлена артом всех мастей: от чего-то очень интересного до полного абсурда, а в регионах с культурными экспериментами большие сложности, я бы даже сказал, что там тотальная нехватка высокого искусства. Конечно, в крупных российских городах типа Екатеринбурга, Казани, Новосибирска и др.   проводятся различные культурные мероприятия, фестивали, есть необходимая инфраструктура, но это ведь не означает, что в масштабе всей  страны все хорошо.

— Каковы причины такого упадка культуры в стране?

—  Вы знаете, я думаю, что людям этого просто не дали, и ушла целая советская эпоха выдающихся музыкантов, режиссеров, актеров. Сейчас мы живем в совершенно другом мире.

— И кто же не дал?

— Сначала  государство в начале 90-х годов вырвало у людей привычные культурные ценности, объявив о новом демократическом развитии, при этом лишив людей в буквальном смысле всего.

— Вы имеете в виду не только духовную пищу?

—  На момент становления нового государства  - Российской Федерации —  никого не волновал, к примеру тот факт, что пенсионер, накопившей на своей сберегательной книжке определенную сумму денег, не может ей воспользоваться, так как у него в новом государстве ее нет.

Точно также  произошло и  с искусством.  В качестве подтверждения приведу вам в пример советские театры, у которых всегда был гастрольный план. Они ездили по республикам, по отдаленным уголкам,  у жителя самого маленького городка была возможность увидеть спектакль, познакомиться с культурой лично — например, услышать Святослава Рихтера. И это была реальность.

— Что же происходит сейчас?

— Сейчас абсолютно все поставлено на коммерческие рельсы. Поэтому, если какая-нибудь нефтяная компания профинансирует концерт — например, на День города где-нибудь на Дальнем Востоке, — то у населения появится возможность узнать о творчестве того или иного исполнителя. А если не профинансирует?..

— Тем не менее, на уровне федеральной власти  проблему культурного упадка осознают. Дмитрий Медведев на одном из заседаний заявил, что  «Надо целенаправленно заняться возрождением культуры. Культурное достояние должно стать максимально доступным… Знакомство с лучшими образцами мирового искусства и, безусловно, самостоятельное творчество должны стать частью образовательного процесса. Но если в крупных городах для этого возможностей немало, то малые и средние города нуждаются в особой поддержке».  Получается, что региональная власть должна быть ответственна за поддержку культуры?

— Вы знаете, на сегодняшний день все зависит лично от губернатора и его воли.  Есть более продвинутые и просвещенные, есть менее.

— На что сегодня могут рассчитывать молодые классические музыканты?  Существует ли у них возможность найти свою аудиторию?

— Аудитория слушателей классической музыки составляет примерно десять процентов, поэтому такая возможность всегда будет. Люди поменяются, процент останется. Другое дело, что молодым музыкантам очень и очень не просто сейчас.

Я хорошо знаком с ситуацией на Дальнем Востоке. Так вот,  в этот регионе, например,  нет ни одной консерватории – высшего учебного заведения. Поэтому молодежь, которая там заканчивает музыкальную школу, вынуждена либо уезжать в Новосибирск, либо за границу, либо прекратить заниматься музыкой.  И  это коллапс. Так как сейчас, по сути, государство само опустошает свой культурный потенциал. 

— Тогда в чем заключается роль государства на федеральном уровне?

— Я уже не первый год пытаюсь обратить внимание государства на Дальний Восток, так как консерватория там должна быть, ее не может не быть.

— Власть вас не слышит или не в курсе этой проблемы?

—  Дмитрий Медведев несколько лет назад давал поручение экс-министру культуры Александру Авдееву принять меры. Чиновники отписали, что консерватория не нужна.

Понимаете,  министерство культуры очень любит заниматься годами России во Франции и Италии в России, или Нидерландов и России. Им это приятно, а вот поехать в Комсомольск-на-Амуре и посмотреть, что там происходит, желания у них почему-то не возникает.

— А может ли крупный бизнес взять на себя эту социальную роль и поддержать на местах? На Западе, к примеру, выпускники университетов, различные  компании,  с удовольствием поддерживают те или иные культурные начинания, развитие спорта в стране, музыки…

—  Во-первых,  на Западе  существуют специальные налоговые льготы для таких затрат бизнеса, им выгодно вкладываться в подобного рода инфраструктуру. Государство их стимулирует. В США бизнесмены стоят в очереди, чтобы  помочь тому или иному театру. Им это выгодно.

Во-вторых, я лично не считаю, что в России бизнес должен  тратить свои личные деньги и строить, например, административное здание – консерваторию, когда это прямое обязательство государства.

— 21 декабря в большом зале Московской консерватории пройдет ваш благотворительный концерт, а на собранные деньги вы планируете вручить музыкальные инструменты молодым скрипачам из разных уголков России. Как вы нашли те молодые дарования, которые получат инструменты?

— Кого-то я смотрел лично, кого-то мне показывали по видеозаписи. Эти дети из разных городов страны – от Калининграда до Хабаровска.  Я подарю семь скрипок семи детям.

— Вы часто утверждаете, что классическая музыка —  основа для формирования нравственно здорового поколения с классической системой ценностей. Что вы понимаете под этой системой и какую социальную цель вы, как музыкант, перед собой ставите?

— Я не ставлю перед собой какую-то конкретную цель. Я вижу перед собой  человеческую функцию.  Для меня как для человека, который всю жизнь посвятил себя скрипке, важно популяризировать то, чем я занимаюсь и как можно большим людям донести этот прекрасный мир классической музыки.

Что касается системы ценностей, о которой вы спросили, так под ней я понимаю общепризнанное, устоявшееся понимание у людей  о величии Александра Пушкина, о могуществе и виртуозности  Баха, Бетховена, о неповторимости русского балета,  о великолепии живописи эпохи Возрождения, о новаторстве  фильмов  Федерико Феллини.

— Что для вас лично означает быть музыкантом ?

— Для меня большое удовольствие играть; не важно где, но играть. Я могу выступать и выступаю перед ветеранами, перед инвалидами,  для полярников на Северном Полюсе. Это мое предназначение.

 

Беседовала Анна Зейман