Дмитрий Коган недоумевает по поводу закрытия зала классической музыки

Дмитрий Коган уже побывал в Петрозаводске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Ярославле. И вот он сидит в небольшом владимирском кафе в расслабленной позе уверенного в себе, но немного уставшего человека. 

За свою карьеру внук легендарного скрипача Леонида Когана и сын выдающегося дирижера Павла Когана отыграл уже более тысячи концертов, побывал в самых отделенных уголках страны и зарубежья, а потому имеет право сравнить, анализировать. Своим мнением по самым злободневным проблемам культуры Дмитрий поделился в эксклюзивном интервью газете «Призыв».

 

«Мой тур – пропаганда классической музыки»

– Дмитрий, почему ваше турне проходит под эгидой партии «Единая Россия»?

– Этот тур мы придумали вместе с председателем комитета по культуре Государственной Думы Григорием Ивлевым. Решили провести его под эгидой именно «Единой России», поскольку у партии отделения по всей стране, а значит, при ее поддержке я смогу донести искусство до самых отдаленных уголков России. Мы прошли ужасный период 90-х годов, когда все, что возможно, было порушено. Но и сегодня нас извне отупляют. Включите телевизор, радио, что вы там видите и слышите? Кто-то поссорился с бой-френдом, кто-то не пустил ночевать домой подругу – что это такое?! Мы же великая нация, которая дала миру Пушкина, Чайковского, Менделеева. В кого мы хотим превратиться – в третьесортную страну с полным отсутствием интеллектуального потенциала?! Пусть мой тур станет первой ласточкой повсеместной пропаганды высокого искусства.

 

«Ваш оркестр должен быть визитной карточкой области»

– Если сравнивать оркестр Артема Маркина с другими оркестрами России и зарубежья, есть ли у губернаторского симфонического своя изюминка?

– Вашему дирижеру, да и всему оркестру, надо памятник поставить! Несмотря ни на что, люди собираются, репетируют, выступают. Оркестр создали в 90-е годы, в самое убийственное для нашей культуры время, другие бы уже давно положили инструменты на полку и пошли на рынок торговать. Просто потрясающе, что у вас этого не произошло. Ваш оркестр обязательно должен стать визитной карточкой региона!

– А он ею не является?

– Только де-факто, но он должен быть таковым еще и де-юре: иметь соответствующий статус, поддержку. В Екатеринбурге губернатор купил местному оркестру новые инструменты, помогает с организацией концертов в регионе и за пределами. Изумяет, насколько там все прекрасно организовано. От прошлогоднего концерта в зале классической музыки у меня остались самые приятные воспоминания: мы чудесно помузицировали. Было жалко уезжать, жалко, что все прошло так быстро, так скоротечно. А теперь Артем меня поставил перед фактом, что концерт будет в другом зале. Честно говоря, я не совсем понимаю причины закрытия зала классической музыки, когда я играл там в прошлый раз, звук в зале был в полном порядке. У нас в стране такое количество объектов, которые давно можно и нужно закрыть, но этого никто почему-то не делает. А тут… Одним словом, я очень удивлен и расстроен.

 

О скрипках Страдивари, критике и критиках 

– История со скрипками Страдивари уже стала похожа на пародию. Да, Страдивари был величайший мастер своего дела, он сделал огромное количество инструментов, из которых до нашего времени дожило около 700 скрипок. Среди них есть разбитые, есть «здоровые», есть гениальные, есть просто неудачные, но все почему-то думают, что скрипка Страдивари только одна, хотя их в разы больше, чем инструментов того же Гварнери. Но я постоянно слышу, мол, приедет такой-то скрипач, который будет играть «на той самой скрипке Страдивари»! Помилуйте, в мире достаточно скрипачей топ-класса и все они играют на скрипках Страдивари. 

– А вы уже нашли свою скрипку, с родственной вам душой? 

– Считаю, для того чтобы открывать новые горизонты, музыкант должен менять инструменты. Что возможно достичь на одной скрипке – невозможно на другой. Не бывает полностью совершенного инструмента. Я играл на разных скрипках – и на «Императрице России» Страдивари, к вам во Владимир приехал с инструментом Джованни Батисто Гваданини 1764 года. 

– Для певца главное голос, а что главное для вас?

– Для меня главное голос внутренний, его реализация посредством скрипки. Мои руки, моя скрипка – это инструменты для реализации чувств и мыслей.

– Есть ли скрипичные произведения, которые вам категорически не по душе?

– Сложный вопрос. Знаете, мне скорее не по душе небрежное исполнение, нелепая интерпретация известных произведений. Буквально на днях включил телевизор, а там в какой-то непонятной электронной обработке играют <Времена года> Вивальди. Это так ужасно, так отвратительно. 

– Вы чувствительны к критике, читаете рецензии на свои выступления, отзывы публики на форумах?

– Как и любой человек, который хочет расти над собой, я, конечно, восприимчив к критике, если критикуют люди, мнению которых я доверяю. Со мной во Владимир приехала моя мама и после концерта она, конечно же, выскажет свое мнение о моем выступлении. И я этого жду, жду конструктивной критики, ведь мама – самый строгий судья. К критике ради самой критики, когда несостоявшийся музыкант просто вымещает свою злобу и свои комплексы на более удачливых и талантливых, я отношусь с долей юмора. Как говорит в таких случаях мой хороший друг, выдающийся пианист Николай Петров: <Критик — это не профессия, это личная трагедия>. Насчет отзывов публики на интернет-форумах скажу вам честно: у меня просто нет времени их читать. Тем более что-то писать в ответ.

 

О том, как при 16 концертах в месяц не потерять нити творчества

– Некоторые профессиональные артисты любят заявлять, что могут выступить и для одного зрителя в зале. А вы смогли бы?

– Я готов сыграть перед одним человеком, но не со сцены. Согласитесь, что это просто глупо, пустой зал и двое: один на сцене, другой – по ту сторону рампы.

– Что правильнее играть – 12 концертов в год или 12 концертов в месяц? Насколько тяжело при насыщенном графике отдавать каждому все силы…

– (Перебивая) За последний месяц я уже сыграл 16 концертов. В чем-то это хорошо, в чем-то – плохо. Плюсы в том, что я вообще сыграл, а публика, которая хотела услышать мою игру, ее услышала. Минусы в том, что я не могу на каждом концерте стопроцентно отдаться творчеству, особенно если перед выходом на сцену провел множество часов в самолете или в машине. Допустим, я знаю, что у меня там-то концерт 27 апреля. Но откуда я могу знать, какое у меня будет тогда настроение, самочувствие? Захочется мне тогда творить? 

– Так какое у вас настроение сегодня, когда до концерта осталось не так уж много времени?

– Шесть с половиной часов я провел в машине, немного устал. А в остальном… Что ж, немного отдохну, соберусь с мыслями, и, думаю, мы с Артемом Маркиным неплохо помузицируем.

…Отыграв вместе со своим давним партнером, профессором Мадридской консерватории, альтистом Сергеем Калининым и губернаторским симфоническим оркестром под управлением Артема Маркина концертную симфонию для скрипки и альта с оркестром великого Моцарта, Дмитрий Коган сразу же умчался в Москву. В столице у маэстро намечено сразу два юбилейных (27 октября скрипачу исполняется 30 лет) концерта, после которых Дмитрий продолжит свое турне под эгидой партии <Единая Россия> по городам нашей страны.

 

Владимир МИХАЙЛОВ