Дмитрий Коган: «Меня не раз принимали за контрабандиста»

25 апреля наш город посетил знаменитый скрипач-виртуоз Дмитрий Коган. В рамках проекта «Время высокой музыки» музыкант отыграл в воронежском Театре оперы и балета благотворительный концерт.

Дмитрий Коган – один из самых известных российских скрипачей. Его гастрольный график расписан на годы вперед: он выступает во всех крупных городах России, часто посещает Америку, Европу, Азию, Ближний и Дальний Восток, страны СНГ и Балтии. Репертуар 36-летнего скрипача включает целый ряд произведений таких гениев мировой музыки как Моцарт, Паганини, Чайковский и многие другие.

Концерт в столице Черноземья ему особенно дорог:

−Это практически мой родной город, − признается музыкант. – Здесь жили мои бабушка и дедушка, отсюда родом моя мама. Мы пока ехали из аэропорта – я понял, что достаточно хорошо знаю Воронеж. И мне очень приятно видеть, как в последние годы меняется этот город. У вас достаточно мощная культурная составляющая. Радует, что продвижением культуры занимаются власти города.

Музыка в семье Коган – дело семейное. Дедушка и бабушка музыканта − тоже когда-то были выдающимися его отец −  Павел Коган — дирижёр, мать — пианистка Любовь Казинская.

 

В Воронеже Коган дал благотворительный концерт в рамках проекта «Время высокой музыки», который музыкант реализует совместно с партией «Единая Россия».  Благодаря акции, которая в первую очередь направлена на продвижение классики в молодежной среде, бесплатно послушать знаменитого скрипача удалось ребятам из неблагополучных семей и детских домов более, чем в 60 городах России.

 − Я счастлив играть концерт, на который не продано ни одного билета, − признается Дмитрий.

 Не могли не спросить журналисты, с которыми музыкант встретился перед концертом, и о тандеме с политической партией.

 − Это федеральная благотворительная акция. И в этом плане я благодарен, что у меня есть надежный партнер. В одиночку сложно было бы организовать настолько масштабную акцию. Знаете, я всю жизнь сотрудничал с холдингами, банками и все это сотрудничество было направлено исключительно на развитие культуры. Благотворительность должна быть у каждой компании. Это не агитация. И политика здесь вообще не при чем.

 

У музыканта обширная коллекция старинных инструментов. Но в Воронеже он будет играть на скрипке Джузеппе Гварнери «барон Валенштайн» 1728 года. А вот что именно из музыкальных произведений услышат горожане − было не понятно до последнего момента. Музыкант признался, что в этом вопросе все зависит  и от акустики зала, и от настроения музыканта.

 − Точной программы нет. Я могу вам пообещать, что произведения будут очень разнообразными.

 − А какой концерт вам запомнился больше?

 − Очень сложно сравнивать красивый цветок и бутерброд с икрой. Это несравнимые вещи. Знаете, я проехал всю страну и ее прелесть в том, что она абсолютно разная. Я выступаю в России, в основном в крупных городах, уже много лет. И в каждом городе публика по-своему прекрасна. Сейчас моя главная цель – вовлечь в классическую музыку как можно больше слушателей. И если человек впервые пришел на концерт, ему понравилось, и он решил прийти еще раз – это самое главное.

 − Успеваете расширять свой репертуар между концертами?

 − Я всегда разучиваю какие-то новые произведения. А что, у вас есть пожелания по репертуару? − смеется Коган.

Напомнили музыканту и о концерте на Северном полюсе, куда скрипач отправился в 2009 году.

− Меня полярники пригласили сыграть для них пасхальный концерт. Я долго не раздумывал. Мне было очень интересно. Когда я туда поехал – не думал ни о каких рекордах. Только потом узнал, что я первый скрипач на Северном полюсе. На самом деле, не важно где играть, важно для кого. То, что люди живут в непростых условиях, отражается очень сильно на их эмоциях. Полярники оказались благодарными слушателями.

− А в каком самом необычном месте приходилось играть?

 − Где я только не играл. И на самолете, и на подводной лодке, и даже на таможне. Офицер немецкой таможни не поверил, что я музыкант. Решил, видимо, что контрабандист, который собирается провезти несколько старинных скрипок, чтобы их реализовать. Я ему предложил сыграть, а он ушел. Я думал, что за наручниками, а он вместо этого привел на концерт  человек 20 своих коллег.

 − Юрий Шевчук который недавно побывал в нашем городе сказал, что без свободы нет творчества. Не смотря на это, во время тоталитарных режимов писались великие произведения. Что для вас важно?

− Разумеется, среда, в которой человек находится, влияет на его творчество. Ну вот возьмем Шостаковича. Я очень много общался с его сыном, мы играли произведения, дружили, он мне очень много рассказывал об отце. Я слышал как зародился его концерт, датированный 37-ым годом. Тогда же репрессии были. И в их доме осталось только две квартиры, где не были арестованы мужчины. Шостаковича и его соседа. Вот он ждал ареста со дня на день, даже собрал узелок. Не спал несколько ночей. И вот − шум, подъехал грузовик, кто-то стал подниматься по лестнице. Было каких-то 10 секунд ожидания: куда позвонят к нему или соседу. И он в такой обстановке написал музыку. Шостакович  выражал свои мысли и свои чувства. Поэтому в его музыке силен страх. А если у человека все хорошо, значит его творчество не будет столько надрывно. Это не значит, что оно плохое – иное просто. Свобода – она внутри.

 

В конце встречи музыкант признался:

− Я бы очень хотел, чтобы люди слушали хорошую музыку, смотрели качественные фильмы и больше ходили на интересные театральные постановки. Тогда в мире будет меньше агрессии и больше гармонии.