Дмитрий Коган: «Каждый музыкант отражает свою эпоху»
19 марта Махачкалу впервые посетил известный скрипач, заслуженный артист Российской Федерации Дмитрий Коган. Перед своим единственным концертом в Махачкале виртуоз ответил на многочисленные вопросы журналистов.
— Расскажите, пожалуйста, про свое турне. В каких регионах вы уже успели побывать?
— Федеральная благотворительная акция «Время высокой музыки» — это серия концертов, мастер-классов, презентаций и круглых столов, которые проходят во всех субъектах Российской Федерации при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия». Но, несмотря на это, в данном проекте нет ни капли политики.
Целью акции является продвижение лучших образцов классической музыки в регионах России, художественное воспитание молодежи, привлечение внимания общественности и органов власти к проблемам работников культуры.
Побывал я уже практически во всех городах от Сахалина до Владивостока. Осталось посетить еще несколько регионов. Тур закончится 9 июня в Москве в Колонном зале Дома союзов.
— Дмитрий Павлович, расскажите о своих первых гастролях.
— Мне было лет 10-11, и они прошли в Подмосковье. Я выступал в каком-то военном институте. Но так волновался, что практически ничего не запомнил. Только то, как перед выходом на сцену мама крепко держала мою руку. Как выходил на сцену, как играл — не помню. Потом я много выступал, а когда мне было 15 лет, состоялся мой первый дебютный концерт с симфоническим оркестром, которым руководил дирижер Арнольд Кац. Но это уже было серьезное выступление.
— Мы заинтригованы Вашей скрипкой. Правда, что сегодня дагестанцы услышат знаменитый инструмент Джузеппе Гварнери?
— Это моя постоянная спутница – скрипка Джузеппе Гварнери «дель Джезу», она называется «Робрехт», 1728 года. Это очень знаменитая скрипка, знаменитая своей историей и потрясающей сохранностью. Она принадлежала королеве Франции Марии-Антуанетте, которая дала ее в пользование своему любимому придворному виртуозу Джованни Баттиста Виотти, который играл на ней всю жизнь.
После Великой французской революции возвращать ее было уже некому. После смерти, он завещал ее своему любимому ученику, Андре Робрехт, в честь которого она была названа. Затем скрипка пропутешествовала по частным коллекциям.
В 2011 году ее купил наш фонд по поддержке уникальных культурных проектов, создав в России прецедент, так как нашей стране никогда еще не принадлежал подобный инструмент. Теперь я могу на нем концертировать по всей России. С такой «приятельницей» лучше ходить в бронежилете и взвод охраны тоже не помешает — скрипки Гварнери нынче меньше 10 миллионов долларов не стоят. По крайней мере, американская компания «Бейн энд Фуши» продает похожую скрипку, тоже Джузеппе Гварнери, за 17 миллионов долларов.
Валерий Савельев, бизнесмен и мой финансовый партнер по фонду, понимает, что уже хватит покупать квартиры, лодки, самолеты. Надо сделать что-то по-настоящему серьезное для своей страны, пока что из нашего крупного бизнеса это понимают не очень многие. Страховка, бронированный кейс и адекватные меры безопасности, конечно, нами приняты. Но я не вижу смысла похищать эту скрипку. Это же не мешок с деньгами. С ней нельзя сделать ничего. Продать ее невозможно. А от сумасшедших анонимных коллекционеров — если закажут украсть Гварнери — никакая охрана не поможет.
— А что еще Ваш Фонд поддержки уникальных культурных проектов планирует приобрести?
— У нас уже есть 9 инструментов — есть и альты, и виолончели. Восемь уже предоставлены разным оркестрам, солистам. Но «Робрехт» — величайшая скрипка, и ее приобретение имеет и патриотический смысл. У нас замечательная публика, люди изголодались по высокой музыке. Хотим купить еще и скрипки не менее великих итальянских мастеров Амати и Страдивари.
— Дмитрий, Ваш дедушка — Леонид Коган, выдающийся скрипач XX века, бабушка — Елизавета Гилельс, известная скрипачка, отец — дирижер Павел Коган, а мама — пианистка Любовь Казинская. Ваша судьба была предопределена с самого рождения?
— Конечно, сейчас я могу рассуждать о том, кем бы мог стать, если бы не стал скрипачом. Но это равносильно тому, что я буду говорить, почему я родился мужчиной, а не женщиной. Конечно, в детстве я мечтал о многом: полететь в космос, стать футболистом, даже грезил о профессии мастера по починке электронной техники. Причем я хорошо во всем этом разбирался — ремонтировал фотоаппараты и магнитофоны. Но к двенадцати годам скрипка полностью мною завладела и все остальные увлечения отошли на задний план. Я очень хорошо помню то лето, когда я вдруг понял, что музыка для меня — главное.
Я вообще очень рад, что живу в такое уникальное время, когда свободно могу передвигаться по всему миру, давать концерты и в России, и за рубежом, исполнять то, что сам хочу. Например, мой дедушка не мог себе такого позволить. Но каждый из нас, наше творчество, отражает свою эпоху.
— Помимо Вашей страсти к музыке есть ли у Вас какие-то увлечения?
— Да, конечно. Например, я очень люблю быстро ездить на автомобиле, чему совсем не рада моя мама. Вообще, мне ничто не чуждо – я люблю хорошее кино, спорт. Мне говорят, нужно зарегистрироваться в соцсетях, а я до сих пор не хочу и не нахожу на это время. Лучше я потрачу свободные десять минут на просмотр нот, чем буду выкладывать какое-нибудь фото в Инстаграм.
— Расскажите, пожалуйста, о проекте «Пять великих скрипок».
— Это серия концертов, на которых я играю на скрипках, созданных великим мастерами — Антонио и Иеронимом Амати, Джузеппе Гварнери дель Джезу, Жаном-Батистом Вильомом, а также Антонио Страдивари и Джованни Батиста Гваданини. За великими инструментами должны наблюдать великие мастера, эксперты. Мои инструменты обслуживают в Кремоне, на их родине в Италии, где они созданы, у первоклассных экспертов. Я их привожу туда примерно два раза в год, но это зависит от текущего состояния скрипки.
Раз в год я представляю данный проект в регионах. В этом году вот проект стартует 30 марта в Лондоне, а затем уже, в апреле, я представлю его в нескольких российских городах.
— Изменилась ли ситуация в заинтересованности классической музыкой в последнее время? Проявляет ли публика интерес к произведениям классиков?
— Большое количество людей тянется именно к классической музыке. Но, к сожалению, часто просто не могут себе этого позволить, поэтому мои благотворительные туры именно на это и рассчитаны. Мои слушатели – это и президенты, и рабочие, и таксисты. В последнее время на концерты приходит очень много молодежи. И меня не волнует социальный статус публики, важно, что они пришли слушать музыку, что они тянутся к прекрасному.
— Сегодня мы находимся в Национальной библиотеке им. Расула Гамзатова. Скажите пожалуйста, какие книги Вы любите читать?
— О, у меня много любимых писателей. Я люблю и классические произведения, и современную литературу. Кстати, я очень хотел познакомиться с Расулом Гамзатовым, у нас даже общие друзья были. Но, к сожалению, не успел – с моим жестким графиком, когда даже свободных пяти минут практически нет, сложно найти время для себя, для личного общения.
После пресс-конференции Дмитрий Коган выступил с концертной программой в Русском драматическом театре им. М. Горького. Вместо заявленного времени (1 час 15 минут) знаменитый скрипач радовал публику удивительной музыкой почти два часа.
По словам слушателей, концерт был потрясающим: «Дмитрий Коган – настоящий виртуоз! А когда осознаешь, что он играет на скрипке, созданной в 18 веке, то просто дух захватывает! Спасибо организаторам этого удивительного мероприятия. Надеемся, что Дмитрий Павлович в скором времени вновь посетит Дагестан».