В Электростали пройдет концерт Дмитрия Когана.

География чувств от Дмитрия Когана

«У СКРИПКИ НЕВЕРОЯТНАЯ ЭНЕРГЕТИКА»

Большой зал Ленинского мемориала был переполнен. Звучала музыка Брамса и Бенде, Бартона и Уильямса, Моцарта и Крейслера, Чайковского и Прокофьева. На сцене – заслуженный артист России всемирно известный скрипач Дмитрий Коган.

Его концерт состоялся в рамках федеральной благотворительной акции партии «Единая Россия» «Время высокой музыки». Бесплатные билеты в кассах разлетелись в первые же дни – хорошо, что у людей велика потребность слушать хорошую музыку и хороших исполнителей. «Эта благотворительная акция (концерт Дмитрия Когана) – праздник для Ульяновска, – сказала Тамара Дмитриева, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия». – Наш город – шестой субъект Российской Федерации, где пройдет благотворительный концерт, а всего акция охватит 

83 региона страны. В Ульяновске на концерт придут воспитанники детских домов, студенты, работники культуры – те, у кого не всегда есть возможность побывать на концертах звезды мировой величины».

Перед концертом Дмитрий Коган ответил на вопросы журналистов.

– Мне приятно вновь, уже в третий раз, оказаться в вашем замечательном городе. Главная цель акции – выпуск 

CD-диска с концертом, записанным в Колонном зале Дома союзов. И этот диск бесплатно будет подарен в консерватории, училища, колледжи, школы, филармонии России. Первоначальный тираж уже составляет более 

25 тысяч экземпляров. Приветствие к диску написал председатель правительства России Дмитрий Медведев, это и напутствие молодым музыкантам. Надеюсь, что для людей, которые в силу каких-то обстоятельств, часто от них не зависящих, не были приобщены к классической музыке, это будет путь к ее познанию. Мой приезд связан с тем, чтобы все музыкальные заведения Ульяновской области получили этот диск в подарок. Но приехать просто так для артиста – не очень по профилю, потому я приехал не только с подарком, но и с концертом.

— На каком инструменте вы будете сегодня играть?

– Где бы я ни играл – в Берлинской филармонии или городе Рыбинске, – инструменты стараюсь привозить самые лучшие. В Ульяновске сыграю на скрипке «Робрехт» работы Джузеппе Гварнери 1728 года. Это моя любимая скрипка. У нее невероятная, мощная энергетика, харизма. Она имеет огромную историю, и я горжусь, что эта скрипка стала российской – это прецедент в новейшей российской истории. С крупным российским бизнесменом Валерием Савельевым мы создали фонд поддержки музыкальных культурных проектов, и мой партнер по фонду согласился профинансировать эту сделку. Скрипка была приобретена в Милане в 2011 году. Потом мы подумали: «Почему только одна скрипка? А если договориться с ведущими западными коллекциями о сотрудничестве и попросить предоставить нам еще четыре великие скрипки работы Амати, Страдивари, Гваданини, Вильома?». Договорились и сделали серию уникальных концертов «Пять великих скрипок».

– В Самаре вы стали инициатором фестиваля духовной музыки…

– Волжский фестиваль духовной музыки – это была совместная идея с митрополитом Волоколамским Илларионом. Он пишет дивную музыку, на диске есть одно из его произведений. Фестиваль базируется в Самаре, но, надеюсь, он будет расширяться и, может, дойдет и до Ульяновска – здесь же недалеко. Сейчас я очень увлечен духовной музыкой и корю себя за то, что в силу каких-то обстоятельств не был в ней так продвинут. Когда я учился в музыкальной школе в постсоветское время, духовная музыка там не преподавалась. Хотя и в советское время было написано большое количество духовных произведений, просто композиторы боялись и складывали их «в стол», ведь за это можно было и карьерой поплатиться.

– Государство должно быть меценатом для высокого искусства?

– Я готов ценить и уважать любые структуры, любых людей, которые поддерживают высокое искусство. Без поддержки нашего проекта партией «Единая Россия» он был бы невозможен. Конечно, традиции меценатства в России достаточно размыты. В Америке, чтобы помочь тому или иному симфоническому оркестру, меценаты стоят в очередь, потому что это выгодно – снимается налоговое бремя. А оркестр еще думает – у кого принять помощь, а у кого нет. У нас в стране немножко по-другому, хотя есть огромное количество богатых людей, которые не знают, куда деть деньги. Они уже построили себе пять яхт, десять самолетов, купили футбольные клубы. А когда просишь у них на ремонт двух колонн в театре два миллиона рублей, говорят: «У меня нет». Но это еще и культура общества в целом.

– Молодые музыканты не имеют возможности играть на скрипках Страдивари и Гварнери. Не может ли ваш фонд помочь им в этом?

– Амбициозно звучит… До того, как я начал играть на таких инструментах, несколько раз объездил весь мир. Свою карьеру делал на простых скрипках. Фонд предоставляет инструменты молодым. Но отбор – жесточайший. Потому что такой скрипке надо соответствовать. Ведь не пустите же вы за руль болида «Формулы-1» человека, только вчера сдавшего на права?

– Что в ближайших творческих планах?

– Концерты через день или каждый день. Надеюсь, что когда-нибудь мне удастся сделать перерыв на полгода. Вообще у меня была мечта: давать 12 концертов в год – по концерту в месяц, чтобы мог к нему долго готовиться, а после него – отдыхать, получать новые впечатления, новые эмоции. Но, к сожалению, не получается, я даю примерно сто концертов в сезон.

– Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы на концерты классической музыки приходили не только студенты музыкальных училищ, но и другая молодежь, которая слушает рэп или попсу?

– Я против тотальной пропаганды классической музыки. Конечно, тех, кто слушает Шакиру или Леди Гагу, всегда будет больше, чем тех, кто слушает Дмитрия Когана или моих коллег. Это нормально! Должна приходить та публика, которая хочет приобщиться к классике. А насильно затягивать в залы… Я категорически против.

Татьяна ФОМИНА

ВСТРЕЧА С ВЫСОКОЙ МУЗЫКОЙ